Кружок "Малыш и конструктор"
Новизна программы заключается в привлечении в среду, окружающую ребенка, богатого дополнительного сенсорного и конструкторского материала, ознакомление с разными типами и способами крепления деталей, ознакомление со схемой-разверткой. На данном конструкторском материале, с учетом дидактических принципов, впервые построен целенаправленный цикл занятий.
Программа предлагается для освоения дошкольниками от 3 до 7 лет (вторая младшая – подготовительная к школе группы детского сада).
Набор детей в объединение свободный. Состав группы – постоянный, может быть разнополым, одновозрастным. Наиболее оптимальное количество детей в группе 12 человек, что позволяет педагогу дать индивидуальную консультацию обучающихся.
Программа рассчитана на 36 занятий по 15 минут по 1 группе, 36 занятий по 20 минут по 2 группе, 36 занятий по 25 минут по 3 группе, 36 занятий по 30 минут по 4 группе. 36*(15+20+25+30). Таким образом, количество занятий - 144, количество часов - 54.
Срок освоения программы – 36 недель в рамках одного учебного года.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса.
В программе широко использованы игры для обучения конструированию. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила с первой до последней минуты.
Организационные формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут, в средней - 20 минут, старшей и подготовительной - 25 минут.
Программа занятий
Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети 4 лет:
- Знакомятся с 4 конструкторами.
- Различают и могут показать 4-5 основных деталей каждого конструктора.
- Различают формообразующие особенности каждой детали, что используют при способе крепления (навинчивание гайки на винт, наложение и прижимание детали на деталь, прижимание зубчика в ямку, наложение ямки на зубчик, наложение зубчика на ямку, втыкание зубчика в дырку, нанизывание детали на стержень.)
- Находят в деталях сходство с эталонными геометрическими формами, могут показать квадратную, круглую, треугольную, прямоугольную деталь, могут назвать круглую, квадратную, треугольную.
- Способны решать простые конструкторские задачи, пристраивая, убирая или заменяя детали.
- Могут конструировать по показу, готовому образцу, а по условию и по замыслу - с подсказкой педагога.
- Научаются сооружать предметные конструкции из 4 - 5 основных деталей.
- Знают порядок обследования образца.
- Узнают на схеме-проекции 2 - 4 детали конструктора и могут их выложить в той же последовательности методом наложения, а в конце года - рядом со схемой.
- Умеют различать между собой рисунок, схему - проекцию и схему -развертку.
- Собирают с помощью схемы - развертки простейшие объемные геометрические формы: пирамиду, куб.
- Закрепляют пространственные представления относительно себя:
- дальше-ближе
- выше - ниже
- сверху - снизу
- над - под
- рядом - не рядом
- устойчивое положение - неустойчивое положение
- длиннее - короче
- спереди - сзади
- Познают пространственное представление относительно других объектов.
- Стараются закончить начатую постройку, умеют разобрать и сложить на место детали конструктора.
К концу второго года обучения дети 5 лет:
- Знакомятся с 4 конструкторами, могут показать 4-5 и назвать 2-3 основные детали каждого конструктора.
- Осваивают новые способы крепления деталей: «шаровой», «магнитный», «прорезь в прорезь», «стержень в ямку», «тиски».
- Способны решать конструкторские задачи путем замены деталей, или пристраивая дополнительные.
- Конструируют по показу, образцу, схеме, схеме - развертке, условию.
- Сооружают восемь-десять конструкций из каждого конструктора, передавая не только форму, но и добавляя различные детали для выделения конкретных особенностей объекта.
- Строят разные варианты одного и того же объекта.
- Умеют обследовать образцы в нужной последовательности.
- Умеют анализировать образцы: выделять конструктивно значимые части, их пространственное расположение относительно друг друга, выделяют детали в частях.
- Закрепляют пространственные представления «от себя», учатся заново определять положение предметов «от себя» при повороте на 90, на 180 градусов и т.д.
К концу третьего года обучения дети 6 лет:
- Используют знакомые конструктора на новом уровне сложности.
- Конструируют по показу, образцу, схеме, схеме - развертке и рисунку.
- Умеют создать и сформулировать предварительный замысел.
- Любят делать творческие работы.
- Могут строить разные варианты одного и того же объекта.
- Умеют объяснить последовательность своей работы.
- Умеют работать с инструкцией по сборке.
- Умеют объективно оценить сложность и качество своей работы.
К концу четвертого года обучения дети 7 лет
- Совершенствуют знания и умения, приобретенные ранее.
- Проектируют новые либо комбинируют старые способы конструирования.
- Предпочитают строить модели по условию и по собственному замыслу.
- Могут самостоятельно построить 8-10 моделей из каждого освоенного конструктора.
- Активно соединяют конструктивные возможности сразу нескольких конструкторов.
- Придумывают новые темы для построек.
- Определяют целесообразную последовательность действий.
- Подбирают цвет, величину конструктивного материала для передачи характерных особенностей модели.
- Умеют читать технический рисунок,
- Понимают, что такое инструкция по сборке и выполняют указанную на ней последовательность действий.
- Участвуют в выставках, конкурсах.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»